25 летний Байрамали Юсупов гражданин Республики Узбекистан.
Родился и вырос в Каршинском районе Кашкадарьинской области. Его виновность – исповедание Исламской религии и выполнения, исламских обряд. 31 августа прошлого года он был задержан тюменской милицией и помешен в следственный изолятор города Тюмень, от куда вскоре может быт передан в руки так называемой «правосудии» Узбекистана. С ноябрь месяца до его задержания он работал менеджером по персоналу российско-турецкой строительной фирмы "Renaissance Construction". Как сообщает правозащитный центр «Мемориал» в Москве, задержание произведено в связи с запросом об экстрадиции, поступившим из Узбекистана. Власти этой страны обвиняют Юсупова в "исламском экстремизме".
Объявление о розыске Юсупова было распространено в СМИ Узбекистана в начале февраля 2005 г. В частности, 3 февраля 2005 г. в газете "Посбон" УВД Кашкадарьинской области Узбекистана было помещено сообщение о розыске Байрамали Насруллаевича Юсупова, 1979 г.р., уроженца Каршинского района Кашкадарьинской области, проживавшего в г.Бешкенте, по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ст.159 ч.1 (посягательство на конституционный строй), 223 ч.1 (незаконный выезд за границу) и 244-2 ч.1 (участие в запрещенных организациях) УК РУ.
Узбекские следственные органы обвиняет его по 4 пунктам Уголовного Кодекса Республики Узбекистан.
Статья 159, часть 1 - открытые призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Узбекистан.
- открытые призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Узбекистан. Статья 244-1, часть 3, пункт "а" - изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку.
- изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку. Статья 242, часть 1 - организация преступного сообщества.
- организация преступного сообщества. Статья 244-2 часть 1 - создание, руководство и участие в религиозных, экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях.
- создание, руководство и участие в религиозных, экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях.
- создание, руководство и участие в религиозных, экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях.
Байрамали Юсупов свободно владеет турецкими и русскими языками. Национальность узбек. Среднее образование получил в узбекско-турецком лицее, в городе Карши. В феврале 1999 г. Юсупов, обучавшийся в то время на экономическом факультете Самаркандского государственного университета, подвергся пыткам в ходе допросов в УВД и УСНБ Самаркандской области.
Сотрудники спецслужб требовали от него признаться в принадлежности к "ваххабитам", намерении "создать исламское государство" и незаконном обучении исламу. При осмотре его комнаты была изъята исламская литература. После допросов в марте 1999 г. Юсупов был отчислен из университета и вернулся домой. В августе-сентябре 1999 г. под давлением СНБ он подписал признание в незаконном обучении исламу, после чего его дело было прекращено.
С апрель месяца 2003 г. Байрамали Юсупов переехал работал в турецкой строительной фирме "Бурсель". В 2003 г. сотрудники милиции неоднократно звонили его родителям и требовали, чтобы Юсупов явился в милицию, как только приедет домой. Опасаясь ареста по сфабрикованным обвинениям в ноябре 2003 г. он выехал в Россию, где устроился на работу в фирму "Renaissance Construction", работал на различных строительных объектах: сначала - в Московской области, а с декабря 2004 г. - в Тюмени.
После совершенных ряда взрывов в Ташкенте и в Бухаре, в апрель, май месяцах 2004 года генпрокуратура Узбекистана начал розыск ответственных за пределами Узбекистана. В то время, Байрамали работал в Российском городе Тюмень. Он так же оказался в числе предполагаемых преступников, который во время правления Каримовского режима стало обычным явлением. По версии узбекских следственных органов, им совершен антигосударственные преступления 4 пунктам УК РУ.
В настоящее время он является лицом, ищущим убежища на территории России. Его ходатайство Управлению по делам миграции Тюменской области не дал положительного результата. 23 марта сего в СИЗО-1, города Тюмень, где он содержится, ему была выручена уведомление о принятой решение Генеральной прокуратурой РФ. По сути, которого Прокуратура принял решение экстрадировать его на родину "для уголовного преследования за организацию преступного сообщества и публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности".
Как сообщает правозащитный центр «Мемориал», начиная с декабря прошлого года, Центральный районный суд Тюмени под разными предлогами отказывал ему в рассмотрении искового заявления к Управлению по делам миграции Тюменской области.
«16 августа 2005 года я обратился в управление по делам миграции ГУВД Тюменской области с ходатайством о признание меня беженцем на территории Российской Федерации, - пишет тексте заявления центральному районному суду города Тюмени Байрамали Юсупов, - в связи с тем, то в отношение меня на моей родине введется преследование по признаку вероисповедания».
Если учесть то обстоятельства, когда Узбекистан признан международным сообществам страной, применение пыток являются систематическими, то можно будет и догадать что и жизнь Байрамали Юсупова находится под угрозой. По утверждению его близких и родных, он страдает врожденным пороком сердца.
Экстрадиция узбекских граждан на родину также противоречит Европейской "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", Конвенции против пыток и другим международным нормам, запрещающим экстрадицию в страны, где применяются пытки и смертная казнь.
По словам заместителя директора Федеральной Службы Безопасности России Сергея Смирнова, все экстрадируемые узбекские граждане являются членами запрещенной религиозной партии «Хизбут тахрир». По его мнению, они должны нести наказания за своих деяний. Эти слова он приводил Российскому информационному агентству ИТАР-ТАСС перед вылетом в Ташкент, где участвовал в совещании Глав Служб Безопасности стран членов Шанхайского сотрудничества, который проходил 29 марта сего года в столице Узбекистана.
В то время не мало фактов передачи узбекских беженцев следственным органам Узбекистана. По сообщениям Российского правозащитного центра «Мемориал» после кровавых событий в Андижане, сотрудниками правопорядка были задержаны узбекские граждане в частности в городе Чимкент, по обвинению причастности к не легальной религиозной партии «Хизбут тахрир». Аналогичное задержание и передачи к силовым структурам беженцев наблюдался и в Украине. 14 февраля 2006 год Украина отправил в 10 узбекских беженцев на родину.
«15 февраля пресс-центр Службы безопасности Украины сообщил агентству «Интерфакс», что задержания были проведены в ходе совместных мероприятий СБ и МВД Украины «в рамках борьбы с нелегальной миграцией».
«В связи с тем, что эти лица пребывали на украинской территории незаконно, 14 февраля суд Киевского района Симферополя принял решение об их принудительном выдворении», - сообщает правозащитный центр «Мемориал» пресс-релизе датированный от 16 февраля.
В то время наблюдается, обратное, уважение к правам человека и международным конвенциям в соседней с Узбекистаном Республике Кыргызстан. После Андижанских событий множества узбекских правозащитников, независимые журналисты и представители политической оппозиции начали обосноваться в Кыргызстане, где нашли временное убежище. Омбудсмен Республике Кыргызстан и ряда правозащитные организации наблюдается, как они противостоят выдворении, экстрадицию узбекских граждан на родину, которые той, или иным причинам вынуждено проживают на территории Кыргызстана.
3 апреля в Тюменском областном суду Российской Федерации судебный начнется судебный процесс, где будет решен дальнейшая судьба Байрамали Юсупова. Мать и жена Байрамали Юсупова, находящиеся в настоящее время в Тюмени, опасаются, что в случае выдачи в Узбекистан он может быть подвергнут пыткам и осужден по сфабрикованным обвинениям.
Тулкин Караев
Член ОПЧУ (Общества Прав Человека Узбекистана),
Независимый журналист – Швеция.