Ядгор Норбутаев (Ташкент)
Личность Гульнары, старшей дочери президента Узбекистана Ислама Каримова, до настоящего времени остается одной из наиболее скандальных и загадочных в политическом раскладе республики. Про нее рассказывают самые невероятные истории, ее фотографии периодически печатают «гламурные» журналы, а некоторые даже пророчат ей кресло руководителя страны. Любой обыватель, если конечно не побоится, расскажет вам о «золотом самолете», о ее участии в централизованных поставках секс-рабынь на Ближний Восток, о несметных богатствах. С особенной неприязнью повествуют о Гульнаре женщины. Их можно понять, какая из них в душе не мечтает быть принцессой, а уж если не повезло с родством, то желает хотя бы найти изъян на платье счастливицы. Мужчины тоже далеко не отстают от женщин. Во всяком случае в Узбекистане с великим удовольствием они вам поведают такое... А под зеленый чай, да под соответствующую закуску и того больше. Конечно, из всего нагромождения фактов и слухов получить нечто достоверное сложно, но сравнивая элементы этого винегрета вполне можно вычленить нечто достоверное и правдоподобное.
После возвращения Гульнары на родину из США, пресса, в основном желтая, представляла ее этакой «superwomen» — «черный пояс» по карате, доктор политологии, да и вообще — просто красавица. Деловая, европейская женщина. Затем перед нами предстала еще и заботливая мать, талантливый дизайнер, удачливый бизнесмен, политолог, художник, ну и, наконец, поэтесса. Не слишком ли много? Два в одном, ну три в одном, но не столько же?!
Первым из этого ряда выпадает «черный пояс». В одном из своих интервью Гульнара рассказала, что некоторое время занималась таэквондо (журнал «Лица», март 2005 г). Никаких соревнований, титулов, а так, занималась для себя. Было ли такое вообще, а если и было, то сколь длительно и какие результаты, сказать невозможно. Теперь об образовании. В уже упомянутом интервью Гульнара сообщает, что вступительные экзамены в Гарвардский университет она сдавала на компьютере, в сети, а дополнительный четырехчасовый экзамен на знание языка — находясь на шестом месяце беременности. Что в таких случаях восклицал великий Станиславский? Вот и мы, вслед за ним, тоже сомневаемся. Дальнейшая учеба в университете, включая защиту докторской диссертации, заняла всего полтора года... Что ж, истории известны подобные примеры. Последний бухарский эмир, не зная русского языка, в совсем юном возрасте был отправлен в Россию, где и получил высшее образование, правда, все-таки за четыре, а не полтора, года... Гульнаре Исламовне ежедневно приходилось осваивать около пятисот страниц текста учебного материала, в детскую комнату приходилось забегать только на несколько минут. Так рождался новый доктор политических наук, так закалялась сталь! Повезло соискательнице и с руководителем, он много лет жил в Ташкенте и хорошо знал тамошние традиции и степень благодарности за оказанную помощь. Правда, злые языки утверждают, что имени госпожи Каримовой нет в реестре студентов Гарварда, но на то они и злые языки. Наши поиски в сети монографии доктора Каримовой, соответствующей данной степени, не увенчались успехом.
Спортсменка, отличница, что там дальше? Да, красавица! Встречаться нам с очаровательной Гульнарой не приходилось, но на тех фотографиях, которые часто публикуются, выглядит она просто прелестно. Конечно, чтобы подчеркнуть привлекательность женщины средствами современной техники можно достичь очень многого, но, все-таки, некоторая «основа» необходима. Единственным исключением является тот случай, где Гульнара с сыном запечатлена рядом с российскими теннисистами. На наш взгляд этот ракурс более правдоподобен. Кому нравиться поп, кому попадья, свои вкусы оставим при себе.
Поговорим об увлечении госпожи Каримовой. Она называет его дизайном ювелирных изделий, конструирует их и изготавливает сама. Мы можем представить себе Петра Великого за токарным станком вытачивающего деревянные безделушки по своему вкусу, представить же дочь президента Узбекистана с миниатюрными напильниками, резцами, паяльниками, что там еще, нет, увольте. Другое дело если приходится часто заказывать украшения из драгоценных камней, «коллекционировать» их, накапливать, тогда все становится понятным. Можно четко определить, какое именно, допустим, колье или алмазные подвески, ты желаешь приобрести, даже набросать эскиз, но к дизайну это никакого отношения не имеет. Занятие это ничуть не предосудительное для очень богатой женщины, а тем более, если часть коллекции периодически направлять на продажу в сеть собственных магазинов. Такое устойчивое увлечение, хобби, вполне может приносить реальную прибыль. Но это, пожалуй, уже бизнес, по своему характеру узбекам не особенно свойственный.
Семейное положение Гульнары Каримовой тоже вызывает массу пересудов. Причина ее развода с Мансуром Максуди по настоящему не ясна и нет смысла обсуждать мнение каждой стороны. Разошлись, ну и разошлись. Ходили упорные слухи о браке Гульнары и министра иностранных дел Узбекистана Садика Сафаева, но они были категорически отвергнуты дипломатическими службами. Сама же дочь президента во всех последних интервью заявляет, что одна воспитывает своих детей.
Размеры состояния дочери узбекского президента подсчитать невозможно, да и стоит ли... Если верна даже часть слухов, то измеряется оно сотнями миллионов долларов. Говорить можно не о конкретных цифрах, а лишь о их порядке. Думается, что даже венценосный папаша не совсем представляет масштабы дочернего бизнеса. Пользуясь ее покровительством, прикрываясь ее именем, чиновники самого высокого ранга творят такое, что заставило бы подняться дыбом волосы у заботливого и доверчивого отца. Он-то наверняка осознает, насколько слухи о богатствах дочери бьют по его президентскому имиджу. Поскольку конкретные ссылки невозможны, поделимся лишь собственным опытом столкновения с «настойчивым» продвижением деловых интересов инфанты. В одном из областных центров страны старшей дочери президента пригляделся один «объект», назовем его так. Вопрос был решен в считанные дни, но самое интересное, что вся инфраструктура «объекта» — подъездные дороги, центральная канализация, теплоснабжение и прочее, были капитально отремонтированы или построены заново, за счет средств местного бюджета и в невероятно короткие сроки! Причем имя будущей хозяйки «объекта» никто не скрывал! А есть ведь еще и младшая сестра, и тетушка Гульнары Исламовны!
Наиболее, на наш взгляд, интересное о деятельности доктора политологии Каримовой можно почерпнуть из статьи профессора Файзуллаева «Гульнара Каримова не отнимала у меня «Центр политических исследований». При ее прочтении мы мысленно аплодировали профессору! В статье он подчеркивает, что Центр политических исследований был создан «по идее» Гульнары Каримовой, но на момент создания сама Гульнара уехала на работу в Москву, в посольство Узбекистана. Профессор Файзуллаев, будучи первым проректором Университета мировой экономики и дипломатии (УМЭД) «внес свою скромную лепту» в создание Центра и по совместительству его возглавил. Затем он уехал в «длительную командировку», а по возвращению перешел на работу в тот же УМЭД на должность и.о. (!!!) профессора.
Ну, как вам теперь нравится портрет нашей героини?
Перейдем к главному — возможности госпожи Каримовой стать президентом Узбекистана, об этом сегодня много пишут. Судить об этом можно по публикациям, они, на наш взгляд, это позволяют. Мы попробовали разделить их на три условных группы. К первой мы отнесли откровенно «желтые» тексты, написанные ради сенсации и статьи людей «недолюбливающих» батюшку Гульнары, а, следовательно, и ее саму. Эта группа в комментариях не нуждается.
Вторую группу представляют публикации имеющие намерение произвести зондирование обстановки и по реакции на него определить степень возможности выдвижения госпожи Каримовой на узбекский престол. Осуществляется эта акция отдельными клановыми группами, которые видят для себя, в перспективе, удобные места которые могут занять их представители при благоприятном стечении обстоятельств. К этому наверняка причастны и компетентные органы, такая у них служба — должны рассматривать все возможные варианты.
Третья группа инициируется самой Гульнарой Каримовой для создания определенного собственного имиджа. К ней мы еще вернемся.
Как же относится сам Ислам Каримов к вопросу престолонаследия? Мы абсолютно уверенны, что в настоящее время — крайне отрицательно. В любом случае последнее слово останется за действующим президентом. Кому, как не ему знать все положительные и отрицательные черты своей ретивой дочери! Эх, был бы сын, но, увы, его нет и уже не будет.
Да и как же протолкнуть дочь на свое (пока еще) место. В начале ей надо «посидеть на земле», покомандовать вилоятом (областью), уж потом идти в премьеры. Где только взять такой вилоят, когда все разваливается на глазах, держится на крепком кулаке президента. Можно ли будет с собственной дочери спросить по всей строгости за невыполнение плану по сбору хлопка? А под чье влияние она может попасть там, вдали от дома? Не уследишь. И все ее просчеты будут проецироваться на него, Ислама Каримова. Нет нельзя, никак нельзя! Пусть лучше тешится тем, что имеет.
И самой Гульнаре Каримовой надо думать о будущем, своем и своих детей. Как сложится судьба мальчика, ее сына, которого сейчас тоже зовут Ислам Каримов, в будущем Узбекистане? Ну, год можно прожить здесь еще, ну два, а дальше? Нет, для будущего нужны только деньги, большие деньги. Эти деньги нужно надежно пристроить, припрятать. И куда потом ехать надо решать уже сейчас, немедля. В Россию? Не факт, и там могут достать... Думать, думать! Нужно создать благоприятное общественное мнение о себе, но не здесь, не в Узбекистане. На Родине уже ничего не поправишь. Публиковать статьи о себе необходимо за рубежом, хотя бы в той же России. Пусть все думают — умная, талантливая, но по-своему несчастная мать двоих детей...