Превращение Тюркского идеала в действительность
Вскоре после того как советская империя разрушилась,тогдашний президент Турции Сулейман Демирэл попытался содействовать восстановлению Содружества Тюркоязычных народов, земли которых простираются от Адриатического моря до Китайских стен. Это намерение подкреплялось по крайней мере одним твёрдым фактом: пять из новых государств,которые появились после советского крушения говорят на тюркском языке.
Но пытаясь превратить мечту постсоветского братства в реальность,Турция обнаружила, что воплощение мечты может поставить Турцию перед жестким экономическим, дипломатическим или даже моральным выбором.По крайней мере,на этой неделе, одна очень существенная связь с самым близким лингвистическим "кузеном Турции" Азербайджаном была наконец установлена после десятилетия упорных усилий мировых лидеров и капитанов нефтедобывающей промышленности. 28-ого мая, первый поток нефти региона Каспийского моря был пущен через новый трубопровод из Баку, через Грузию в турецкий Жайхан.
Это было результатом редкой победы американской политики в этой части мира. Турция в этой политике как бы играет роль проводника энергоресурсов между Востоком и Западом.Таким образом была ослаблена существовавшая до настоящего времени напряженная власть России над экспортом газа и нефти с прежнего советского Юга. Британский танкер, пришвартованный в Жайхан был готов нести первую отгрузку нефти стоимостью в 4 миллиарда $.Завершение проекта увеличит геополитическое рыночное влияние Турции и одновременно облегчит заботы о глобальной энергии.
Но,отложив трубопроводы в сторону, можем увидеть что стратегическое и культурное влияние России на его прежние доминионы является существенным и все еще мешает достижению целей Турции в Средней Азии, которые включают в себя поощрение демократии на основе рынка и умеренного Ислама, сторонниками которого являются большинство турецких мусульман.
Мешает этому то, что большинство Кавказских и Среднеазиатских народов находится все еще под управлением жестоких правителей,основа власти которых опирается на старую советской системе.
Турция задаётся вопросом,что более умно, поддержать ныне существующие деспотичные режимы или их демократических противников?
Другая проблема в том что, Турция чувствует,что должна быть осторожной с Россией,потому что бизнес между этими двумя странами как раз подошёл к захватывающему расширению.И потому,в ответ на требование России,Турция спокойно прекратила медицинское обслуживание раненным чеченским борцам.
Тем временем, некоторые из экономических проблем Кремля будут обсуждаться в Анкаре на этой неделе.Ожидается, Сергей Лавров, министр иностранных дел России,обсудит с турецкими коллегами перспективу трубопровода через Анатолию. Трубопровод должен проводить Российскую и Казахскую нефть от турецкого порта Самсуна к Жайхан.
На большой русско-турецкой церемонии в прошлом ноябре,Президент России Владимир Путин говорил о важности линии,несущей российский газ под Черным морем к Самсуну, несмотря на американские усилия остановить проект.Русские теперь хотят строить второй газопровод под Черным морем к Турции для экспорта газа в Европу. До некоторой степени,Турция имеет более динамические отношения с Россией, чем с Европейским союзом, к которому стремится присоединиться. Двусторонняя торговля в прошлом году составляла 15 миллиардов $, делая Россию вторым по величине партнёром Турции. К 2007, двусторонняя торговля с Турцией, продающей товары народного потребления и строительные услуги взамен энергии России,может достичь столь высокого уровня как 25 миллиардов $.
Однако, в Российско-Турецких переговорах всё чаще проявляется больше интерес к политике Турции в постсоветском Союзе,чем циничным,торговым вычислениям.Определённо,что политика Турции становится более принципиальной,чем это было несколько лет назад.Один пример - изменяющееся отношение в Анкаре к Мухаммаду Салиху,самому известному диссиденту Узбекистана. Как лидер оппозиции Эрк (Свобода)г.Салих,обосновавшись в Германии,ведёт кампанию против Ислама Каримова,узбекского президента.Г.Салих настаивает,что за маской уверенности в себе режим Каримова судорожно ищет спасительную опору,потому что знает,при даже минимально демократических и справедливых выборах Каримов проиграет.
В 1993 году под давлением президента Каримова г.Салих бежал в Турцию. В то время президентом в Турции был Демирэл. Похоже,что Турция вновь открывает двери Салиху.
Его осуждение правительственного режима как зверская клика, получило моральную силу начиная с прошлогоднего убийства гражданских жителей в Узбекском городе Андижан и уже многие государства НАТО предоставляют ему трибуну.Открыв двери для г. Салиха, Турция может рисковать раздражать Россию, которая является активной защитницей г. Каримова,но этот шаг Турция делает следуя за моральным лидерством, Западных государств,которые принимают Салиха.
Если г. Салих прав в его предсказании,что демократия в конечном счете прибудет в Узбекистан с хорошими последствиями для региона тогда,изменение Турцией политики по отношении к нему окажется мудрым.Не только по причине демократии и свободных рынков в Средней Азии,но также и для давней мечты г. Демирэля о свободном Содружестве Тюркоязычных народов.
(перевод с английского)