Поступок властей Кыргызстана стал шоком и большим разочарованием для Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, говорится в заявление распространенном офисом УВКБ ООН в Женеве в среду, в день выдачи пятерых беженцев в Узбекистан. Галима Бухарбаева для Uzbekinfo.org. «Мы боимся за их безопасность, - сказал Верховный комиссар ООН по беженцам Антонио Гутеррес (Antonio Guterres), - эта выдача является чрезвычайно серьезным нарушением Конвенции ООН по беженцам 1951 года, которую Кыргызстан ратифицировал».
«Что возмущает более всего, что мы уже нашли дома для переселения четырех из переданных беженцев и еще месяц назад попросили власти Кыргызстана позволить нам перевести их туда», - сказал Гутеррес.
Четверо из переданных узбеков были признаны беженцами по мандату УВКБ ООН, статус пятого находился на рассмотрении. По данным УВКБ ООН, их передача состоялась в среду, 9 августа на узбекско-кыргызском пограничном посту «Достук».
Более года УВКБ ООН боролось за их свободу и переселение в третьи страны. Их история началась после побега 13 мая из Андижана в Кыргызстан под шквальным обстрелом правительственных войск Узбекистана, устроивших в городе кровавую резню, во время которой были убиты как минимум две тысячи человек.
По требованию Ташкента власти Кыргызстана арестовали 29 мужчин из лагеря, построенного ООН для андижанских беженцев на юге Кыргызстана. В ходе сложнейшей работы ООН удалось вызволить из заключения 25 человек, они присоединились к большой группе беженцев из 439 человек, вывезенных в Румынию. В ошском СИЗО оставались четверо.
Эти четверо обвиняются Ташкентом в убийстве прокурора города Андижана Ганижона Абдурахимова. В качестве доказательства их причастности к смерти прокурора власти Узбекистана демонстрируют фото сделанное фотокорреспондентом Ассошиэтед Пресс (АР) 13 мая на площади Бобура, куда прокурора вывели выступить перед собравшимся народом.
Выступление не состоялось, люди начали обкидывать Абдурахимова разными вещами и тогда, чтобы спасти его от разъяренной толпы, несколько мужчин взяли его за руки и вывели с площади. В этот момент и был сделан снимок.
Один из андижанских беженцев, ныне живущий в Европе, также находился несколько месяцев в ошском СИЗО вместе с выданными беженцами. По его словам, эти четверо не убивали прокурора. «Они спасли его от разъяренной толпы. Его могли бы там разорвать на части».
Андижанский правозащитник Лутфулло Шамсуддинов, ныне живущий в США рассказал, что видел сам, как прокурор вместе с другими заложниками был убит правительственными войсками.
13 мая, восставшие андижанцы захватили около 30 заложников – солдат, милиционеров, сотрудников Службы национальной безопасности, налогового комитета, среди них был и прокурор города Ганижон Абдурахимов.
Когда правительственные войска начали обстрел многотысячной толпы демонстрантов на площади Бобура, люди начали искать возможности для побега, восставшие уходили с площади, подняв белые флаги и выставив перед собой заложников в надежде, что это остановит правительственные войска.
Но, по словам Шамсуддинова, который находился среди демонстрантов на улице Чолпон, где произошла самая жестокая расправа над андижанцами, заложники не стали помехой для правительственных войск. На улице Чолпон демонстрантов ждала засада из нескольких БТРов, как только толпа подошла поближе, солдаты на БТРах открыли по ним шквальный огонь.
«Как начался обстрел БТРов, заложники были убиты первыми. И прокурор тоже. Я это видел своими глазами», - свидетельствует Шамсуддинов.
По словам Шамсуддинова, он до сих пор не может поверить, что такая жестокость возможна. «В толпе было много женщин, детей, они кричали, просили не стрелять, - рассказывает Шамсуддинов, - первое, что войска должны были сделать, это освободить заложников, а потом отпустить женщин и детей, а они начали стрелять по всем без разбора».
Кыргызстанские правозащитники, занимавшиеся делом андижанских беженцев, также говорят о том, что ни у узбекских ни у кыргызских властей не было доказательств причастности этих четверых к убийству прокурора.
Депутат парламента Кыргызстана Кабай Карабеков оценил передачу узбекских беженцев, как «очередную глупость новых властей Кыргызстана». Но глупость, которая может привести к очень серьезным последствиям – к радикализации людей и общественному взрыву.
Что ждет переданных андижанцев в Узбекистане. Это вопрос волнует всех и особенно УВКБ ООН. Эта уважаемая организация в апреле этого года закрыла свое представительство в Узбекистане по требованию узбекских властей, и поэтому не сможет проводить мониторинг того, как Узбекистан будет обращаться с переданными беженцами.
УВКБ ООН призвало власти Узбекистана обеспечить гуманитарный доступ международным обозревателям к беженцам для удостоверения, что их права обеспечены и соблюдены.
Галима Бухарбаева