Рикошетом по ним бьют репрессии против мусульман
Несколько дней назад узбекская милиция задержала более 500 местных Свидетелей Иеговы во время Вечери воспоминания смерти Иисуса Христа. Это единственный праздник в году данного религиозного течения. Милиционеры совершили рейд по частным квартирам, где верующие отмечали праздник, и силой доставили их в отделения. Некоторых сильно избили, как, например, Бахрома Пулатова из города Карши. После общения со стражами порядка он попал в больницу с сотрясением мозга, где врачи обнаружили у него гематому мозга. Верующие подверглись аресту на несколько суток за участие в «незаконном религиозном собрании». "На этой неделе ожидаются новые судебные процессы. Значит, за решеткой только за свои религиозные убеждения окажутся и другие наши братья по вере», - заявил "Газете" представитель Свидетелей Иеговы в Узбекистане Сергей Артюшков. А редактор международной организации по защите прав верующих Forum 18 News Service Феликс Корли сообщил, что аресты Свидетелей Иеговы в день Вечери воспоминания смерти Иисуса Христа стали уже печальной традицией: «Милиция и СНБ (бывшее КГБ. - "Газета") знают о ежегодном празднике Свидетелей Иеговы и готовят к нему спецоперации". Он считает, что проблема заключается в том, что узбекские законы запрещают деятельность незарегистрированной религиозной организации, хотя это и противоречит Женевской конвенции о гражданских и политических правах, к которой присоединился Ташкент. Люди могут собраться, чтобы выпить водки, но не имеют права беседовать на духовные темы. А на практике зарегистрировать в Узбекистане религиозную общину практически невозможно - в год регистрируются одна-две церкви, хотя документы подают сотни. "Жесткий прессинг со стороны государства испытывают не только Свидетели Иеговы, но и представители других религиозных меньшинств: протестанты, католики, кришнаиты», - заявил "Газете" Феликс Корли.
В чем причина не слишком толерантной позиции официального Ташкента? Один высокопоставленный узбекский чиновник, пожелавший остаться неизвестным, заявил "Газете", что религиозные меньшинства просто попали "за компанию" с мусульманами. "Главной проблемой для нас, конечно, являются не кришнаиты и иеговисты, а те мусульмане, которые собираются в подпольные кружки. Это очень опасно для государства, поэтому жестко требуется регистрация религиозного объединения. Согласитесь, мы не можем писать одни законы для мусульман, а другие для протестантов или иудеев!»
В Узбекистане с неофициальными исламскими объединениями поступают гораздо жестче, чем с религиозными меньшинствами. Над мусульманами висит дамокловым мечом статья 244, часть 2 УК Узбекистана - "создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях". По этой грозной статье ничего хорошего подсудимому не светит - обычно выносятся приговоры на многолетние сроки заключения. Режим Ислама Каримова установил негласную квоту мечетей на душу населения. Теперь в разных регионах страны можно видеть мечети, закрытые после принятия в 1998 году закона "О свободе совести и религиозных организациях". Как и в советское время, закрытые мечети используются под библиотеки, музеи и даже винные склады. «Если в квартале, где закрыта мечеть, появится христианская церковь, это вызовет ропот у населения. Поэтому мы просто вынуждены тщательно следить за количеством церквей религиозных меньшинств», - пояснил политику Каримова анонимный узбекский чиновник.
Раз мусульмане в Узбекистане под жестким контролем, то протестанты, иеговисты, кришнаиты - тем более. В 2002 году Свидетель Иеговы из Ташкента Марат Мударисов просидел в следственном изоляторе 4 месяца за свои религиозные убеждения. В России этот случай не привлек особого внимания, но в мире случился громкий скандал. Под давлением западной общественности Мударисова оправдали «за недостаточностью улик».
Этому иеговисту повезло - о нем узнали в Европе. Другим везет меньше. Недавно в городе Муйнак милиционеры ворвались в дом, где двое протестантов читали Библию. Верующих подвергли настоящим пыткам - надевали на голову противогаз и перекрывали доступ воздуха. 12 апреля 60-летней Свидетельнице Иеговы из Карши Саламат Нурулаевой милиционеры угрожали, что разденут догола, снимут на видео и покажут "кино" всем соседям. В том же городе и в тот же день 20-летней Гульсаре Юсуповой пообещали "поставить на хор", что на милицейском жаргоне всего постсоветского пространства означает групповое изнасилование. Во всех приведенных случаях стражи порядка требовали подробного изложения проповедей иеговистов друг другу.
В борьбу с "неверными" нередко включаются и "истинные мусульмане". В Ургенче дело дошло до того, что преподаватели местного пединститута заставляли студентов-кришнаитов есть мясо и пить водку в доказательство «отречения от пагубных заблуждений». «Политика Каримова по отношению к верующим меньшинствам - наглядная иллюстрация того, каким государством сегодня является Узбекистан», - считает Феликс Корли.
Игорь Ротарь, Бишкек