Пятница, 2024-05-17, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Разделы новостей
Аналитика [69]
Фельетоны [4]
Открытое письмо [19]
Журналистское расследование [6]
Интервью [8]
Анонс [4]
Штрихи к портрету [2]
Акция [3]
Cоздавая образ врага [8]
Акция [3]
Вести [55]
Права человека [45]
Отклик [12]
Религия [3]
Мнения [12]
Экономика [6]
Политика [30]
Конфликт [7]

Главная » 2006 » Июль » 5 » Об узбекской оппозиции
Об узбекской оппозиции
00:50
История узбекской оппозиции времен горбачевской перестройки и постсоветского периода узбекскими исследователями не изучена. На то есть обьективные причины - авторитарный режим запрещает это делать. До не давных пор, за ношение газеты "ЭРК" или книги зарубежного автора об узбекской оппозиции людей приговаривали на 15 лет тюремного заключения.

Литература об оппозиции есть за рубежом, я многое использовал из неё, когда писал этот очерк. Но и опирался на свой опыт, который я приобрел за годы наблюдения за политичеким процессом заката Советской Империи, за деятельностью политических фигур той эпохи.

Узбекская оппозиция родилась задолго до того, как была названа Оппозицией. И в глаза бросалась одна особенность: она была создана исключительно на базе творческой интеллигенции. Творческая интеллигенция была во всех тогдашних оппозиционных движениях Советского Союза, но она нигде не была движущей силой национального движения, как в Узбекистане.
В этом контексте, поэта Мухаммада Салиха можно без преувеличения назвать лидером этого национального движения.

Американская исследовательница Руф Диблер пишет: "Характерно при этом, что на лидирующие позиции политической борьбы выдвинулись представители художественной интеллигенции. Они сыграли большую роль в деле национального возрождения народов тогдашнего СССР. Так было и в Узбекистане. И Мухаммад Салих был одним из них." ("literature and Politics: Moohammad Salih and Political change in Uzbekistan from 1979 to 1995” Ruth Diebler, Indiana University, 1996)

В моeй брошюре вы увидете очень много ссылок на деятельность Мухаммада Салиха, нo eдва ли эта брошюра существовала бы, если бы я отказался этого делать - настолько сама жизнь персонифицировал
а Узбекскую Оппозицию этим именем.

В Узбекистане существуют две основные политические оппозиционные организации "ЭРК" и "Бирлик". Обе эти организации были задуманы, созданы и введены в действие Мухаммадом Салихом.

Организации под названиями "Бирлик" и "ЭРК" были созданы ещё в 10-годы джадидами Туркестана и Поволжья. Но об историческом значении названий никто не догадывался, только в эмиграции Салих ввёл ясность такому выбору названий. По его мнению, расшифровка названий этих движений вспугнула бы людей своей "джадидовской преемственностью". В 1988 году, когда создавался "Бирлик" ещё не было такой свободы и смелости, чтобы принять такую ярко выраженную национальную идеологию как джадидизм.
Эти две организации были запрещены властями с 1993 года. С того же года лидеры этих организации живут в эмиграции. Недавно стало известнo, что "Бирлик" будет признан со стороны узбекского правителства и будет регистрирован как политическая партия. При этом ничего абсолютно не сказано про "ЭРК", об основной политической силе Убекистана.

Видимо, с этим "выбором" согласились и американцы, союзники Каримова по антитеррористической кампании.
Почему "Бирлик" стал вдруг безопасным для режима, а "ЭРК" продолжает оставаться "опасным"?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно знать историю оппозиции.
Этот очерк есть слабая попытка осветить эту историю. Я тут постарался быть беспристрастным, хотя очень трудно быть таковым, если ты являешся одним из участников описываемого тобой процесса.

РОСТКИ

1984 год был очень трудным для Узбекской интеллигенции. Новый идеологический секретарь ЦК КП Узбекистана Раьно Абдуллаева буквально испытывала на прочность узбеков как этнос. Она по приказу Москвы (Андропова) начала борьбу против национальной культуры, литературы, религии и традиций. Абдуллаеву можно было назвать последней из воспитателей "хомо советикус"" и одним из пионеров борьбы против "исламского фундаментализма".

В такой смутный час и появилось "Письмо 53-х". Это было письмо-протест молодых поэтов и писателей Узбекистана, адресованное в Политбюро. Там говорилось об "антинародной деятельности" секретаря ЦК КП Узбекистана. Письмо было отправлено в Кремль в начале 1985 года, а ответ был получен только в мае и уже от Горбачевской администрации. Ответ пришел к самой Абдуллаевой, а не жалобщикам.

Абдуллаева вызвала молодых писателей в ЦК и долго наставляла их на правильный путь, но это не помогло.
Молодёжь была настроена революционно, из 56 человек, подписавших письмо, только трое отказались от своей подписи и осталось 53. Пятьдесять три. Этим числом и определилось база будущего национального движения.
"Письмо 53-х" было написано Мухаммадом Салихом.

Он же стоял на первом месте в "черном списке" госпожи Абдуллаевой.

БОРЬБА ЗА ЧИСТУЮ СРЕДУ

Первые оппозицонные выступления творческой интеллигенции былы "за чистую среду".
Писатели Эмин Усман, Дадахон Нурий и Мухаммад Салих начали писать острые статьи об экологии, об высыхающем Арале, о здоровье узбекских женщин.
Статьи Мухаммад Салиха печатались в Московских изданиях и благодаря этому он стал популярным. Стихи не принесли бы ему такую популярность. Поэзия Салиха была элитарна и официальная литературная критика считала её никому не понятной и антинациональной.
Но опытный глаз мог заметить оппозиционность и в его поэзии. Например, во времена "застоя" он писал такие строки:

Как скучны эти поля -
Без хлопка!
Опустела душа Дехканина.
И уставились в темное небо
Пустые коробочки хлопка,
Как пустые руки Дехканина!

1975
(Альманах "Ёшлик баёзи", 1976, Ташкент, изд-во имени Гафура Гуляма)

Знакомый с системой поэтической символики человек прочитав этот "ребус" не мог не делать вывод о том, что Узбекский хлопок не принадлежит тому, кто его выращивает.
Я как-то в интернетовских спорах прочитал заметки Марата Захидова, общественного деятеля, считающегося "проправительственным", где он вполне сносно разбирал символику поэзии Салиха в советский период. Так, что миф о недоступности и антинациональности стихов Салиха, был выдумкой той же номенклатурной пропаганды, которая в годы Перестройки обвиняла Салиха за его статьи - в национализме.
О своей подспудной политизированности Мухаммад Салих пишет так:
"Я долгое время был аполитичным или считал себя таковым. Я смеялся над теми, кто сочинял так называемые «идейные стихи». А тех, кто писал «о славном октябре» или «светлом будещем», просто презирал. Принципиально, ни разу за свою жизнь не употребил в стихах слова «Ленин», «коммунизм», «социализм» и т.п. Мне казалось, что я делаю чистое искуство. Например, в 1980 году мой идеал поэзии был таким: Стихотворение это – танец в себе. Стихотворение смотрит себе внутрь, само поет, само слушает, (журнал «Ёшлик» 1981, беседа с И. Хаккуловым). Но из стихов, опубликованных в этом-же 80-году, вопреки моему самомнению, иногда выпирали не очень, «чисто поэтические» строки:

Сотворив слова, мы подчиняемся им однажды
На шее каждого из нас висит имя, как талисман,
Составленное из определенных букв.
Например, я не проснусь, если
окликнут меня «Ахмад»!,
Не проснусь так же я и от крика «Тошмат!»
Меня не сможет поднять с постели даже гром,
Если не будет греметь (знать) мое именно имя.
Теперь представьте, как трудно гению,
Который собирается разбудить целый народ.

(построчный перевод с узбекского)
- Этот текст нельзя назвать чистым искуством. Он похож, скорее на ритмизованную политическую прокламацию". ("Muhammad Salih in Turkish and Western Press, Ankara, “Berikan” -2001 p.388)
Одним словом, в середине 80-х узбекская интеллигенция начала Движение за Чистую Среду, как мы видели, не только в области экологии, но и идеологии. Однако, никто пока не мог предвидеть, что через каких-то 5-6 лет упадет носитель самой великой идеологии мира - Советский Союз.

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ

После "Письма 53-х" Союз Писателей стал как бы центром неформальной оппозиции правительству. Уже в начале 1986 году молодые поэты ставили там вопрос о реабилитации репрессированных писателей 20-х годов. Тема была запретной, но процесс начался. О реаблитации репрессированных понемножку стали говорить и "не молодые" писатели.
В 1988 году Союз Писателей первый раз в своей истории выбрал одного из своих сектертарей из не коммунистов, поэта Мухаммада Салиха. Этот выбор был началом конца Союза Писателей, как идеологоческого центра Коммунистической Партии.
Отныне Союзу Писателей надлежало стать центром Национального Движения Узбекистана.

(Начало.продолжние следует)

Категория: Политика | Просмотров: 1138 | Добавил: Модератор | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Июль 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz