Пятница, 2024-05-17, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Разделы новостей
Аналитика [69]
Фельетоны [4]
Открытое письмо [19]
Журналистское расследование [6]
Интервью [8]
Анонс [4]
Штрихи к портрету [2]
Акция [3]
Cоздавая образ врага [8]
Акция [3]
Вести [55]
Права человека [45]
Отклик [12]
Религия [3]
Мнения [12]
Экономика [6]
Политика [30]
Конфликт [7]

Главная » 2006 » Июль » 5 » Политика
Политика
00:50
Oб узбекской оппозиции

1988 году 11 ноября в доме поэта и певца Дадахон Хасана было учреждено Народное Движение "Бирлик". Как уже говорилось выше, во главе движения стоял поэт Мухаммада Салих.

В первые годы Перестройки писатели - в силу своей профессии - выглядели очень наивными в политических играх. Они совершали ошибку, набирая в руководтсво "Бирлик"а совершенно не знакомых личностей. Даже признанный антикоммунист Мухаммад Салих к тому времени полностью был окружен коммунистами. Абдурахим Пулатов, который принес очень много вреда национальному движению, был выбран на пост председателя "Бирлик"а, по настоянию Салиха. Mногие ветераны "Бирлик"а до сих пор упрекают в этом Мухаммада Салиха. Пулатов был научным сотрудником Института Кибернетики и мечтал стать Директором этого института. Препятствием был Директор, известный ученый Восил Кабулов.

Пулатов писал доносы на него, что он "националист и принимает на работу только узбеков". Когда в Москве не придали должного внимания доносам, Пулатов включился в неформальную организацию "Бирлик". Eсли бы власти тогда дали ему директорство, он бы "боролся" против сторонников Узбекского языка, так же, как он "боролся" за Узбекский язык в рядах неформалов. Вот что писал собкорр американской газеты Уолт Стрит Жорнал Питер Гамбел, наблюдавший политический процесс тех лет: "Ещё один признак обновления, это недавно созданное массовое движение Бирлик. "Мы этим хотим помочь Партийному аппарату найти выход из кризиса", сказал член КПСС Абдурахим Пулатов". (Peter Gumbel, The Wall Street Journal, 28.06.1989)

Пулатов, хотя и говорил что хочет помочь КП, никогда не верил идеям КП. Тем не менее, чтобы вступить в КП, он отдал свои лучшие годы и сбережения. Потому что быть беспартыйным означало быть бедным родственником на всех ступенях иерархии коммунистического правления. Поэтому и вступить в КП было не так просто. Для этого человек должен быть изворотливым. Когда Пулатов перекинулся в противоположный лагерь, никто не удивился, потому что такие рекарнации происходили в России, на родине КП. Хотя, Пулатов не вышел из КП. На всякий случай. Даже устроил митинг протеста, когда его хотели исключить из КП. При этом ухитрился изпользовать людей "Бирлик"а, который был создан как антикоммунистическое движение.

Пулатов в "Бирлик"е был в тени писателей, но вскоре начал закулисные интриги против них, употребляя ленинские методы - шантаж и доносы. По складу характера, писатели, учредившие "Бирлик" и влившиеся потом в него коммунисты были разными людьми. Узбекские спецслужбы хорошо использовали этот противоестественный симбиоз писателей с коммунистической мафией.
Но утверждать, что Абдурахим Пулатов посланец КГБ, не имея на то доказательств, было бы не серёзным. Видимо, он как тип, подходил КГБешным целям расчленить народное движение. Он начал провокации сразу после того, как был избран председателем "Бирлик"а.

Пулатов обвинял всех, кто не был согласен с ним "в соглашательстве с коммунистической властью", а то и "предательстве народного движения". В то время убедить толпу в чьем либо предательстве не составляло труда.
В те времена ярые коммунисты в один день становились ярыми антикоммунистами и ратовали за "бескомромиссную борьбу с коммунистами". Настолько, что в один из митингов толпа, вдохновленная Пулатовской провокацией, чуть не двинулась сжечь тогдашный ЦК КП Узб.

Мухаммад Салих был против "уничтожения коммунистов". Он выступил с речью где говорил что "коммунисты не являются какой-то отдельной расой, они не упали с неба, они наши братья и сестры. Мы с ними должны жить вместе и вместе добиваться независимости страны".

A КГБ уже давно вел пропагандистскую войну против национальной интеллигенции которая была за независимость от Москвы. Эта война получила легитимность после публикации статьи под названием "Двойной стандарт честного Мухаммада" (15 декабря, 1988 г, "Правда Востока") где разоблачали Мухаммада Салиха как предателя родины, осмелившегося дать интервью "Нью-Йорк Таймс" о монокультуре хлопка и колониализме Москвы.

ИНТЕРВЬЮ В "НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС"

Газета Нью Йорк Таймс писала: "Маленькая группа узбекских писателей, экономистов и официальных лиц начали поднимать вопрос о роли республики как хлопковая плантация Москвы. Поэт и секретарь Союза писателей Мухаммад Салих сказал, что вся трагедия началась с требования Сталина обеспечить страну хлопоквой независимостью. Эта независимость "страны" стала рабством для Узбекистана"... (The New York Times, 06.11.1988, Bill Keller)

1998 году такие высказывания считались рискованными. Если бы Салих был членом КПСС, за это выступление его бы исключили из КП. Поскольку он не был коммунистом, его решили удалить из Союза писателей. Созвали внеочередной Пленум Союза, но собрание решило оставить Салиха на должности
Теперь, КГБ мог переходить от пропаганды к реальному действию. Было с кем "работать". Была неформальная организация, где во главе был Пулатов, хмельной от перестроечной свободы. КГБ активно стал поддерживать агрессивные действия т.н. "пулатовского крыла" (как потом выяснилось, состоявшего в основном из внештатных сотрудников КГБ), чтобы получить разрешение окончательно расправиться с народным движением.

Провокация против месхетинских турок - совместная работа КГБ с местной мафией - была первая проба в этом направлении. Тогда власти в первый день обвинили "Бирлик" в организации этой провокации. Но доводы не былы убедительными. Приехавший на место событий Мухаммад Салих опубликовал большую статью в "Литературной Росси" полностью опровергающую версию властей.

Проба на репрессии не получилась.
Но КГБ не унимался, место для новых событий выбрал ближе к Ташкенту - Газалкент. Там и было использовано это тупое орудие - Пулатов. Он поехал туда и открыто провоцировал людей к бунту, погромам. После этого власти запретили митинги. Арестовали наиболее активных членов "Бирлик"а Ташкентской области. Но Пулатова не трогали. (В отличие от других лидеров оппозиции, Пулатов является единственным, кто никогда и ни разу не был арестован властями).
Это были первые репрессии времен Горбачевской перестройки.
КГБ, хорошо ориентированный в настроении толпы, удачно использовал её патриотичность против патриотов.

"Радикализм" Пулатова происходил от его стремления понравиться толпе.
Это отметили не только руководители "Бирлик"а, но и зарубежные наблюдатели: "популярность Пулатов получил благодаря своему конфронтационному стилю и способности казаться человеком из народа", писал Билл Фиерман. (Сentral Asian Survey, Vol. 10. No 3. Bill Fierman p. 57 )
Например, призыв Салиха к разуму бывших коммунистов, ставших вдруг "националистами", КГБ подсунул в массу как "предательство народному движению". Это было пущено в ход устами пулатовых.
Это была новая попытка дискредитировать национального лидера.
Только на этот раз обвиняли его не в предательстве народу как было два года тому назад, а в заговоре с правительством.
Искусный был ход.

Мухаммад Салих призывал: "Лидер не должен идти за толпой, а толпа должна идти за лидером. Призываю руководителей "Бирлик"а не подчиниться давлению толпы и опасаться пролития крови".

А КГБ нашептывал в писательских рядах: "Видите, ваш лидер против митингов, он продался Каримову, ему подарили машину, квартиру, чего ждем, пора его линчевать!"

УХОД

Мухаммад Салих, не умеющий играть в закулисные игры, предпочел отойти в сторону.

Вот описание этого случая из его уст: "Я был одним из 17 членов Президиума национального Движения, но после первого Курултая и избрания председателя «Бирлика», я почти не участвовал в работе Президиума. Не было времени. Я был занят делами Союза писателей по долгу секретарства, писал свою еженедельную публицистику и ходил на бесконечные встречи с людьми - студентами, учителями, докторами, учеными и.т д.

Я в те годы бросил писать стихи, потому что наблюдать людей, которые поднимают свои некогда опушенные вниз лица к небу меня вдохновляло больше, чем поэзия.
По большому счету, страх потерять это вдохновение и вынудил меня уйти из «Бирлика». Наверное так. Я говорю, наверное, потому что были и другие причины ухода, о которых я говорил в прошлые годы. С тех пор прошло 7 лет и те причины, которые мне показались тогда серьезными политическими, теперь кажутся не самыми главными. Просто человек хотел быть свободным и он ушел. Так просил бы видеть моих друзей из «Бирлика» тогдашнее мое состояние,

А на практике было так: где-то в августе или в сентябре 1989 года пришли в мой кабинет несколько человек из членов Президиума «Бирлик» и начали жаловаться на Абдурахима Пулатова, председателя Движения. Я предложил им позвать самого Пулатова, чтобы не говорить за спиной. Они не захотели этот вопрос обсуждать с ним. Они сказали, что многие известные в республике люди ушли из «Бирлика» из-за плохого обращения Пулатова...

Кандидатуру Пулатова на место председателя Движения предлагал я и сделал все для того, чтобы выбрали его. Об этом хорошо знает писательское крыло «Бирлика», об этом знают учредители Движения. То есть защищая Пулатова я защищал в какой то мере себя, свое честолюбие.

Натиск невзлюбивших председателя увеличивался день за днем и однажды 4 члена Президиума пригрозили уйти из движения, если Пулатов не отойдет от руководства. Я поговорил с Пулатовым, объяснил ситуацию. Сказал ему ,хорошо будет если на какое-то время, пока успокоятся недоброжелатели, отойдешь в сторону. Он как будто понял и дал согласие. Вышел из моего кабинета в СП и не прошло полчаса, как прибежали ко мне люди с вестью о том, что мол Каримов договорился с Мухамадом Салихом, чтобы убрать с председательства Пулатова. Я был ошарашен от такой лжи и шантажа.

После очередного слуха, что Мухаммад Салих собирается захватить руководство «Бирлика», я написал клятвенное заявление, что никогда не буду Председателем «Бирлика» и, что бы доказать свое решение делом, вышел из рядов движения". ("Muhammad Salih in Turkish and Western Press” Аnkara, “Berikan”-2001 pp. 388- 396)

Все эти провокации проводились КГБ в рамках планов расчленения Опппозиции в целом. КГБешная группа в "Бирлик"е успела настолько дискредитировать "Бирлик", что к концу 1989 года в его рядах мало осталось из тех, кто создавал эту организацию. После Салиха постепенно стали уходить и остальные ветераны Народного Движения.

(часть 2. Продолжние следует)

Категория: Политика | Просмотров: 935 | Добавил: Модератор | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Июль 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz