Пятница, 2024-05-17, 12:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Разделы новостей
Аналитика [69]
Фельетоны [4]
Открытое письмо [19]
Журналистское расследование [6]
Интервью [8]
Анонс [4]
Штрихи к портрету [2]
Акция [3]
Cоздавая образ врага [8]
Акция [3]
Вести [55]
Права человека [45]
Отклик [12]
Религия [3]
Мнения [12]
Экономика [6]
Политика [30]
Конфликт [7]

Главная » 2006 » Июль » 5 » Появление Эрк
Появление Эрк
00:58
Об узбекской оппозиции

Партия ЭРК созвала свой первый Курултай 30 апреля 1990 года. Правительство надеялось в новой Партии увидеть своего союзника в стане оппозиции. Но доклад Мухаммада Салиха показал, что эта Партия совершенно новая организация с новой программой. Она претендовала ни мало ни много быть лидером национального движения за независимость.
После доклада Салиха все представители прессы - как местные так и московские - словно по команде покинули зал, где проходил Курултай. И на другой день не было ни одного сообщения о создании новой политической организацци в Узбекистане.

ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ

Американские исследователи Надия Дьюк и Адриан Каратницкий в своей книге "Тhe hidden nation" так описывают ситуацию в Союзе Писателей 89-года: "Секретарь Союза Писателей Мухаммад Салих был глашатаем Узбекского народа и говорил о многих вещах несмотря на неодобрение Узбекских властей: "Я вижу прямую связь между сложившиейся экологической ситуацией и монокультурой хлопка. Мы теряем не только наши земли и воды, но и здоровье нашего народа", сказал он.
А новом Первом Секретаре Исламе Каримове он сказал: "Каримов демонстрирует довольно демократические взгляды, посмотрим. Мы можем только надеяться. Кроме надежды ничего у нас нет." ("Тhe hidden nation", 1990, Nеw Yorк, William Morris and Company INC)
1989 год был для Салиха годом полного погружения в массы. По природе не очень общительный, избегающий излишнего внимания толпы, он вдруг для себя открыл новую стихию - общение с массой. Ему было безумно интересно видеть, что люди понимают, когда он говорит о вещах, о которых он писал только в стихах. О свободе, например.
Тем временем, Ислам Каримов, новый руководитель КП Узбекистана начал осваивать общественно-политическую ниву. Надо сказать, он довольно быстро научился тому политическому популизму, которым блистали до него экс-секретари Инам Усманходжаев и Рафик Нишанов. Сразу после своего избрания, Каримов позвал к себе самых известных и влиятельных в стране писателей и учёных. Он перед ними "клятвенно" обещал работать вместе с ними во благо народа.
Ислам Каримов, с первого взгляда, оставлял впечатление искренного человека, которому всегда кто-то мешает делать добрые дела. Он эту свою способность казаться искренним использовал всегда максимально.
Каримову ничего не приходилось придумывать в области идей или проектов. Он запросто брал эти идеи у своих же соперников и высказывал их как свои. Никто ему не возражал, потому что все "средства возражения", то есть информации, были в руках самого Каримова.

Корреспонденты "Wall Street Journal," в своей статьи "Central Asia’s emerging fase’s” oт 31.08.98 пишут так: "Господин Салих и господин Каримов старые знакомые. Господин Салих был поборником независимости и пантюркистических идей, когда он возглавял Союз Писателей Узбекистана в годы Горбачевского руководства. А Каримов, напротив, был лидером КП Узбекистана и московским сатрапом в республике. Но после падения Советского Союза Каримов начал адaптировать себя к некоторым пантюркистическим лозунгам господина Салиха".

Действительно, любимый лозунг Каримова "Туркестан - наш общий дом" слово в слово взят из Салиховкой лексики конца 80-ых. Только Салих верил в свой лозунг, а Каримов - нет. Скорее всего, он посмеивался над ним точно так же, как в былые времена - над коммунистической догмой. Как раз наоборот, по его агрессивным действиям по отношению к соседным государствам было видно, что Каримов хочет чтобы Туркестан был в первую очередь его домом, а потом только "общим".
1990 году Каримов провел выборы в Олий Мажлис (Парламент) и допустил к ним около 5 процентов не коммунистов, среди которых был и Мухаммад Салих. Каримов надеялся перетащить на свою сторону оппозицию, фактическим лидером которой был Мухаммад Салих. Но у Каримова это не получилось. Став депутатом Мухаммад Салих вел себя ещё более свободно и уже стал открыто выступать с призывами отделиться от Советского Союза.

Режим был в панике.

20 июня 1990 года,когда Олий Мажлис начал свои дебаты по вопросу независимости, Ислам Каримов, первый секретарь КП Узбекистана, скрывался за кулисами. В тот день, вопреки желанию Каримова, Узбекский Парламент принял "Декларацию независимости Узбекистана".
Декларация была подготовлена Партией "ЭРК".

Русское население Узбекистана смотрело на "ЭРК" как на антирусское движение. На самом деле, "ЭРК" среди новых политических групп была наиболее лояльной к вопросу русского присутствия в Узбекистане.

После принятия Декларации о независимости Узбекистана американская газета Балтимор Сан писала: "В июне этот гигант Центральной Азии обьявил о своем суверенитете, многие предпологают что это может привести к драматическим последствиям. Какие будут изменения? Установится националистичекое диктаторство? Или Демократия западного образца? Или начнется революция, этничекие, гражданские войны? Интеллектуалы спорили об этом над шиш-кебабом, в одном из приватизированном кафе, в старой части города, пережившей землетрясения 1966 года.

- Мы беспокоимся о том что будет завтра,- сказал Мирзаахмад Алимов,- джин национализма выпущен из бутылки и назад он не войдет.
Господин Алимов близок к Коммунистической Партии..
- Наш народ был порабощен на хлопковых плантациях,-сказал поэт Мухаммад Салих, лидер партии "ЭРК". Господин Салих выразился ясно: "Мы сказали русским, живите здесь, но в одинаковых условиях с нами. Хорошие работы были заняти русскими, а национальные кадры были без работы". (Scott Shane, The Baltimor Sun, 30.09.1990)

СМЯТЕНИЕ

К тому времени только Литва обьявила о своей независимости, остальные республики не могли пока заходить так далеко. Каримов испугашись случившегося, в тот же день вечером уехал в Андижанскую область и оттуда следил за реакцией Москвы. А в Ташкенте все ждали официального обьявления о принятия Декларации Независимости. Но ни телевидение, ни радио не передавали никаких информации по этому поводу. Лишь Московская программа "Время" дала короткое сообщение о "случившемся в Узбекском Парламенте". Тогда Мухаммад Салих связавшись с Премьер Министром Ш. Мирсаидовым, пригрозил митингом протеста в случае не обьявления о решении Парламента. Каримов тут же позвонил Салиху и обещал что скоро обьявят о независимости официально.
Обьявили на другой день, но текст Декларации был редактирован так, что Узбекистан не будет против Союза, если он будет по настоящему "обновлен". Это было полное игнорирование воли представителей народа. Это было предательством.

РЕФЕРЕНДУМ

Москва испуганная ускоряющимся развалом Советской Империи решила спасти его дав кое-какие автономии республикам. Хотя к тому времени процеес развала вышел из под контроля, тем не менее, назаначили Референдум "За Обновленный Союз Социалистических Республик" на март 1991 года.
Партия "ЭРК" приняла решение голосовать против сохраниения Союза. Лидер партии Мухаммад Салих пришел (первый раз после размолвки) в офис "Бирлик"а , чтобы обьединить усилия в голосовани на Референдуме. Кроме Пулатова все были согласны с позицией "ЭРК"а, однако совместной работы не получилась. Руководство "Бирлик"а не приняло решения по поводу референдума. Члены "Бирлик"а действовали самостоятельно и на Референдуме голосовали "против" вместе с "ЭРК"ом.
По программе КГБ "За Обновленный Союз" должны былы выступить не только руководители республик, но и неформальные организации. Это было очень важно в то время. Это укрепляло легитимность СССР.
В противоположность группе Мухаммада Салиха, которая выступала за независимость, пулатовы выступили за демократию в составе СССР. Они говорили: eсли Узбекистан станет независимым демократии не будет.
Это было КГБешнный ”модель независимости”. О таком модели пулатовская группа стала говорить с конца 89-года: "В Декларации, выпущенной в октябре 1989 года девятью "Бирлик"овцами от имени Движения говорилось, что обязательства Узбекистана перед СССР должны быть в в социально - политической сфере на основе Федерации, а в экономической сфере на основе конфедерации." (Central Asian Survey, Vol.10. No.3, p.63)
Разумется, многие понимали, что после независимости местные диктаторы непременно будут препятствовать демократизации страны. Об этом говорил и Мухаммад Салих. Он так защищал свою антитезу: "Мы живем под двойным гнетом - московским и местным. Давайте, сначала освободимся от главного ига, ига московского. Потом уже освободимся от своего, местного".
Это заявление Салиха послужило основой для распространения слухов структурами КГБ о сотрудничестве Салиха с правительством. Потом это стало основой всей "оппозиционной деятельности" пулатовых против Партии ЭРК и лично Мухаммада Салиха.
Когда советский человек видит целеустремленний поток интриг вокруг определенной личности, он невольно думает о "руке КГБ". Я, чтобы не обвиняли меня в чрезмерной подозрительности, приведу выдержку из зарубежного источника: "Когда, весной 1990, Мухаммад Салих впервые приехал в Соединенные Штаты Общество "Туркестан" подарило ему компьютер, который якобы был предназначен "Бирлик"у. А Салих тогда уже создал "ЭРК". Видимо, не без помощи КГБ в Ташкенте распространили слух, что организация Салиха присвоила подарок, который был предназначен для "Бирлик"a. (Сentral Аsian Survey, Vol.10. No 3, p 71 )
Это слухи распространял тот же Пулатов.

ПУТЧ

Когда советские чиновники увидели,что никакое "обновление" не поможет сохранению СССР, несколько "отчаянных парней" из верхушки попытались совершить переворот и тем спасти дело. Но попытка закончилась крахом. Хунта, под названием ГКПЧ удержалась всего 3 дня. Но эти три дня стали для народов и лидеров СССР серьезным испытанием зрелости. Пережили драматические мгновения и Ислам Каримов, и правительство Узбекистана. Каримов будучи в поездке по Индии, послал поздравительную телеграмму с борта самолета главарю хунты Янаеву с заверениями в полной поддержке ГКПЧ. Премьер Министр Мирсаидов дал указания всем печатным органам без задержки опубликовать материалы ГКПЧ, что они и сделали. Депутаты, выступивавшие по телевидению, заверяли Москву в том, что у них в Ташкенте давно делается то, что велит делать господин Янаев.
Партия "ЭРК" была единственной политической организацией, которая открыто выступила против хунты 19 августа 1991 года. Заявления и обращения "ЭРК" передавали все зарубежные источники информации.
"Эрк"овцы хотели сделать совместное заявление с "Бирлик"ом, но Пулатова не оказалось в Ташкенте. Как выяснилось потом, он в тот день на всякий случай "удалился" в Бишкек.
"Эрк" срочно созвал свой черезвычайный сьезд и потребовала на нем от правителства немедленно восстановить отмененную мартовским референдумом Независимость Узбекистана.
Через 5 дней после сьезда "Эрк" Парламент Узбекистана созвал свою сессию и на ней очередной раз была обьявлена независимость республики.
Все теперь видели,что Михаил Горбачев хотя и вернулся на свой пост, величия в нем уже не было. Перед его носом вертелся человек который вел себя как хозяин Кремля. Этого человека звали Ельцин. Дело шло к концу.
А узбекская опппозиция в лице "Эрк" уже видела воочию свершение максимума своей программы - независмость страны.
Так быстро это случилось.
Западние исследователи характеризовали тогдашнюю ситуацию так: ”С февраля 1990 года Салих стал одним из тех, кто основал партию "Эрк", которыe намерeвались как можно быстрее двигаться к цели в рамках существующего режима. Но наша встреча в сентябре 1991 года показала как эволюционировало мнение Салиха: "Без полной независимости Узбекистана не будет ни экономической, ни культурной и вообще какой-либо другой свободы, сказал он." (N. Diuk & A. Кaratnycky. New Nation Rising. New York, 1991, p186)

"НЕФОРМАЛЫ" СТАНОВЯТСЯ ФОРМАЛЬНЫМИ

В сентябре 1991 года "Эрк" и "Бирлик" были официально зарегистрированы в Министерстве Юстиции.
"Эрк"у позволили один раз выступить по телевидению в качестве официальной оппозиционной партии.
Была зарегистрировона газета "Эрк". Тираж газеты в короткий срок достиг 100 тысяч экземпляров, показатель самый высокий для Узбекистана.
Ислам Каримов избирался Президентом в советское время, в Парламенте. Теперь надо было изменить эту систему выборов. Все ждали всеобщие выборы. Народ был в приподнятом настроении. Каримов все ещё зависел от Парламента как Президент. В октябре 1991 года группа депутатов во главе с бывшим Премеьер Министром Мирсаидовым попыталась сместить Каримова. Попытка не удалась, группа действовала не организованно и трусливо. Каримов вышел сухим из воды. Он потом жестоко отомстил всем участникам этого мини-путча.
Свобода продолжалась всего три месяца, буквально до Президентских выборов, до декабря 1991 года.

Баходир Файзи
(часть 3. продолжение следует)

Категория: Политика | Просмотров: 1070 | Добавил: Модератор | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Форма входа

» Календарь новостей
«  Июль 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz