Золотая медаль ЮНЕСКО «Боробудур» врученная Исламу Каримову подняла вновь дебаты о том, как оценивать масштабные реставрационные и строительные работы, которые ведутся под руководством президента Каримова в древних городах – Самарканде, Бухаре и Хиве. Где достраиваются большая часть разрушенных временем древних зданий, а затем выдаются за памятники средневековой архитектуры. Uznews.net
Международная кризисная группа (ICG) однозначно оценивает действия сегодняшних властей Узбекистана по реставрации и полному восстановлению древних памятников архитектуры, как разрушительные, как для самих зданий, так и для сохранения культурного наследия, принадлежащего всему региону Центральной Азии.
Директор программ ICG в Центральной Азии Майкл Холл (Michael Hall) в интервью uznews.net выразил свою оценку действиям президента Каримова, в свете полученной им на прошлой неделе золотой медали ЮНЕСКО «Боробудур».
«Помимо массовых нарушений прав человека и опасности, которую этот режим создает для своих людей и региона, он систематически разрушает свое историческое наследие, заново перестраивая прекрасные памятники архитектуры Центральной Азии», - сказал Майкл Холл. «Как ЮНЕСКО может награждать, когда все наоборот рушится и расшатывается», - вопрошает Холл.
С мнением Холла соглашаются многие самарканды. Люди, даже самого преклонного возраста в Самарканде никогда не думали, что смогут увидеть мечеть Биби-ханум, построенную в 14-ом веке после победного похода Амира Тимура в Индию. Огромный комплекс, занимавший площадь 130х102 метра, с большой и маленькими мечетями и монументальной аркой входного портала, начал разрушаться уже скоро после завершения строительства.
К началу 20-го от Биби-ханум мало что осталось, кроме нескольких стен и входной арки большой мечети, и части внутреннего двора. Все строение напоминало скорее величественную груду древних развалин. Но в 2003 году комплекс мечетей Биби-ханум вновь засиял в Самарканде. Современные строители построили, подобно Амиру Тимуру, заново Биби-ханум.
Благодаря современным архитекторам и строителям, в комплексе Гур-эмир – усыпальнице тимуридов, построенном в Самарканде в 14 веке, были достроены два разрушившихся минарета. Многие древние мечети города обрели новые купола.
Также сравнительно недавно в Самарканде был открыт новый архитектурный комплекс - медресе Улугбека, который стал новой достопримечательностью не только для гостей города, но и для его жителей, который также выдается за памятник средневековой архитектуры.
«Дело в том, что мы его никогда не видели медресе Улугбека, оно было разрушено на 70% и поэтому законсервировано, а теперь снова восстановлено», - сказал один из жителей Самарканда.
Среди ученых продолжаются жаркие споры на тему: нужно ли реставрировать древние памятники и возвращать им первоначальный вид или же будет честнее консервировать их в том виде, в котором они дошли до нас, а дальше прикладывать все усилия, чтобы сохранить их от возможных разрушений.
Один из жителей Самарканда, на условиях анонимности высказал свое мнение о восстановление архитектурных памятников средневековья: «Со временем, возможно, власти Узбекистана осознают свою ошибку, но исправить памятники уже невозможно. Современный Биби-ханум останется памятником, который будет олицетворять лишь бескультурье наших современников их неумение ценить и беречь наше великое культурное наследие».
Журналист из Хорезмской области Узбекистана Кудрат Бабаджанов, ныне проживающий в изгнание в Швеции, всегда с болью смотрел, как власти Узбекистана разрушают облик прекрасной древней Хивы.
Это город, построенный в средние века, был законсервирован советскими властями, как сокровище средневековой восточной архитектуры. Людям, проживающим в Хиве, запрещали даже менять внешний облик своих домов, позволив, что угодно делать с интерьером. Но с началом независимости, власти Узбекистана начали перестройку Хивы. Для начала были содраны все каменные дороги в городе, на которых отчетливо виднелись даже следы от первых фаэтонов, и вся Хива была выложена некачественной бетонной плиткой. Затем начали частично ломать и перестраивать древние мечети.
К примеру, в мечети «Джума» были снесены, а затем вытроены заново несколько колонн. Кроме того, мечеть разрушается под действиями термитов, но власти не принимают серьезных мер для борьбы с этими насекомыми, которые угрожают и другим памятникам. Особое возмущение у Бабаджанова вызывает то, что в центре Хивы, у площади бывшей летней резиденции Хивинского хана и минарета «Ислом-ходжа» была построена современная гостиница, с названием «Лолита». Советские власти не позволяли себе ни одной новой постройки в Хиве.
Как можно было допустить такое, говорит Бабаджанов. Он уже махнул рукой на то, что кельи бывших медресе и мечетей используются, как гостиничные номера. Куда, в здания 14-15 веков, были проведены современные системы водоснабжения и канализация. «Это тоже отрицательно действует на здания, разрушает их», - говорит хорезмиец Бабаджанов. Он сильно сокрушается оттого, что древняя Хива, под руководством нынешнего президента Ислама Каримова, может навсегда потерять свою древность, благородство и красоту.
Древняя Бухара тоже вся в перестройках. Бухарцы жалуются, что власти убрали восточный базар в центре старого города, тем самым, убив красоту и колорит, который давал Бухаре этот шумный, многолюдный восточный рынок. В центре старой Бухары из года в год появляются новые здания, построенные под старину: уродливые памятники безвкусицы и варварства, на фоне рядом стоящих прекрасных памятников средневековья.
«Как может ЮНЕСКО не замечать такое издевательство над уникальными памятниками мирового значения и еще награждать медалями Каримова», - говорит Кудрат Бабаджанов. Uznews.net