Улугбек Хайдаров и Джамшид Каримов предчувствовали беду. Они знали, что расправа над ними приближается. Об этом они писали своему хорошему другу – журналистке из Швеции Элин Енссон. Ребята просили о помощи. Элин Енссон предоставила uznews . net их последние письма для частичной публикации, они живое подтверждение тому, что арест одного и исчезновение другого, не случайность. Матлюба Азаматова, Uznews . net 20.09.2006
Ребята видели, что власти республики и джизакской области все ближе и ближе подбираются к последним независимым журналистам, работающим в Узбекистане. Они боялись, они переживали и просили в письмах свою подругу Элин Енссон помочь им советом, подсказать, как быть и что делать. А также рассказывали о грустных событиях, происходящих в Узбекистане.
22 июня, 2006 года, Джамшид Каримов пишет Элин Енссон:
Эля, летучие новости: новый пресс-секретарь президента Узбекистана А.Азизходжаев объявил, что пресса, какой она была раньше, больше существовать не будет. Тем временем, HRW предлагает всем активистам правозащитных организаций покинуть страну. С конца июля, на некоторых участках узбекско-таджикской границы будет усилен пограничный контроль. Об этих новостях мы узнали сегодня...
Джам
С каждым проходящим днем и с каждой неделей письма Джамшида и Улугбека к Элин становились все тревожнее и тревожнее, ребята начинали думать о том, что у них не остается иного выхода, кроме как покинуть страну. Большинство из их коллег, уехали из Узбекистана больше года назад после Андижанской резни, они оставались почти единственными, кто еще жил и работал в Узбекистане.
28 июня, 2006 года, Джамшид Каримов:
Дорогая Элин!
Случилось то, что больше всего мы боялись – власти крепко взялись за нас. Особенно последние три недели. В Джизаке последних активистов оппозиции уже ликвидировали.
У нас есть достоверный источник, который проинформировал нас, что одного из нас (Улугбека) к первому сентябрю (к празднику независимости) упекут в тюрьму. А на второго (то есть, меня) собирают документы для отправки в мед учреждение закрытого типа (по типу спецпсихушки КГБ)
В Ташкенте, человек очень известный в оппозиционных кругах (мы писали тебе о нем) посоветовал нам, скорее покинуть страну. Выехать он нам готов помочь, он уже поговорил с послами одной из западных стран.
Элин, теперь вся надежда на тебя! Мы здесь последние свободные журналисты.
Эля, я когда-то читал, что «при первом знакомстве, любой швед холоден, чопорен, даже надменен. Не ясно, станет ли он с тобой разговаривать или вежливо откланяется. Час спустя он может оказаться сердечным малым, хорошим приятелем, чуть ли не другом. Ну а если окажется другом, то это уж навсегда, - нет вернее дружбы, чем на 66 градусе северной широты».
Эля, это, несомненно, твой портрет!
СРОЧНО СООБШИ НАМ О СВОЕМ РЕШЕНИИ!!!!!
ВРЕМЕНИ НАМ ОСТАЕТСЯ СОВСЕМ МАЛО!!!!!
И еще, последнее письмо, которое Джамшид написал Элин до своего исчезновения:
Эля, помнишь, мы писали тебе о том, что мы можем в скором времени оказаться на твоей родине. Сейчас наше желание становится необходимостью. Сегодня мы знаем, что до праздника независимости (1 сентября) все независимые источники СМИ и наиболее важные фигуры в оппозиции будут НЕЙТРАЛИЗОВАНЫ!
Эта информация каждый день получает новые доказательства. Поэтому наши друзья, они сейчас почти твои соседи, зовут нас к себе (и к тебе!)
Эля, и ты можешь нам помочь решить эту проблему!
Помнишь, ты писала о вашем "Утреннем диване". Когда мы окажемся на твоей родине, ты можешь рассказать всем там о нашей истории?
Если да, то твоя помощь будет для нас решающей! Поверь нам, Эля.
Ждем твоих писем, дружище!
********************************************************************
Матлюба Азаматова, uznews . net
На фото: слева на право: Джамшид Каримов, Элин Енссон и Улугбек Хайдаров