Европейский Союз обязан продемонстрировать Исламу Каримову, что его репрессивный режим более не приемлем, об этом пишет Майкл Холл, директор проекта Международной Кризисной Группы в Центральной Азии, в газете European Voice, базирующейся в Брюсселе. Uznews.net публикует статью Майкла Холла. Майкл Холл, «Европейский Голос».
Как вы можете иметь дело с авторитарным режимом, у которого не только самые худшие показатели по правам человека на земле, но который также угрожает ростом насилия внутри страны, а также распространением нестабильности по всему региону? Как, на самом деле, вы можете иметь дело с Узбекистаном?
Этот вопрос, который встанет перед министрами иностранных дел Евросоюза, которые встречаются 16-17 октября, чтобы пересмотреть те меры наказания, которые были приняты против Узбекистана в октябре прошлого года.
После того, как службы безопасности Узбекистана расстреляли сотни в большинстве безоружных демонстрантов, после вооруженного восстания в Андижане 13 мая 2005 года, ЕС ответило частичным приостановлением партнерства в рамках Соглашения о сотрудничестве с Узбекистаном, введением эмбарго на поставку вооружения и отказом в выдаче виз для ряда государственных чиновников.
Несмотря на то, что ЕС не использовал все орудие, имевшееся у него в арсенале, тем не менее, это был сильный сигнал. И это было больше, чем сделали другие: до сегодняшнего дня, США не приняли никаких мер в ответ на андижанскую резню.
Когда министры иностранных дел ЕС встретятся рассмотреть ситуацию в Узбекистане, они обнаружат, что ничто не улучшилось за прошедший год. Правительство президента Ислама Каримова продолжает отказываться от проведения независимого международного расследования событий в Андижане, и организовало ряд показательных судебных процессов над сотнями людей, утверждая об их участие в восстание, игнорируя ключевые требования ЕС, сформулированные, при введении санкций.
Напротив, режим продолжил свои пост-андижанские репрессии, преследуя и угрожая свидетелям. Пытки заключенных силовыми органами, по-прежнему остаются рутиной, или «систематичны», если говорит словами специального докладчика ООН по пыткам. Пространство для экономической деятельности продолжает сокращаться, оставляя место лишь для приближенных к Каримову людей, в то время, как основная часть населения прозябает в нищете.
Говоря коротко, там нет никакого прогресса, что могло быть дать министрам иностранных дел ЕС хоть какое-то основание для снятия режима санкций. В общем, ситуация становится только хуже.
Наряду с продолжающими преследованиями и издевательствами внутри страны, становится более враждебным отношение страны к международному бизнесу в последние месяцы. В августе власти возбудили уголовное дело в отношение Узбекско-Американского совместного предприятия, занимавшегося добычей золота на одном из крупнейших рудниках мира, Мурунтау в пустыне Кызылкум в 400 км от Ташкента.
Американской компании Newmont Mining Corporation предъявлены обвинения в неуплате налогов, но все это выглядит на самом деле, как попытка режима прибрать себе долю американской компании.
В том же месяце, Ташкент аннулировал лицензию Marakand Minerals, компании, представлявшую в Узбекистане, базирующуюся в Великобритании Oxus Gold, она занималась разработкой и транспортировкой запасов золота и цинка. Это все заслуги Каримова.
В этой связи, есть несколько конкретных шагов, которые министры иностранных дел ЕС должны сделать.
Первое, и наиболее видимое, увеличить список лиц, лишенных права на получение виз в страны ЕС, включением туда президента Ислама Каримова, министра юстиции Буритоша Мустафаева, министра обороны Рустама Мирзаева, Генерального прокурора Рашида Кадырова, главу Службы Национальной Безопасности (СНБ) Рустама Иноятова, и хокима Андижанской области Сайдулло Бегалиева – все они ответственны за резню в Андижане или же за показные судебные процессы, которые правительство устроило, чтобы скрыть правду от своих граждан и мира.
Второе, Совет министров должен заморозить счета чиновников из списка, запретить им доступ к банковской системе в ЕС.
Третье, Узбекистан должен быть изгнан из системы торговых предпочтений (GSP), как это было сделано с Беларусью. Министры ЕС должны призвать Узбекское правительство прекратить запугивания и преследования правозащитников, независимых журналистов и членов оппозиции, и освободить всех, осужденных по политическим мотивам, после независимого пересмотра их дел.
В дополнение, лидеры ЕС должны продолжать следить за судьбой тех, кто был насильно возвращен в страну, и призвать правительства Казахстана, Кыргызстана, России и Украины не возвращать силой в Узбекистан тех, кто может там подвергаться преследованию и пыткам.
Последнее, министры ЕС должны принять меры для поддержания тех слабых знаков активности, которая еще ведется внутри страны и подготовить регион к возможному взрыву в Узбекистане.
Свободные информационные проекты, намеривающиеся освещать события в стране, должны быть поддержаны. Соседние страны, хрупкие к кризисным ситуациям, нуждаются в поддержке в планирование ответа на кризис, для работы с потоками беженцев, улучшения охраны границ. Необходимо увеличить помощь странам-соседям для ответа на чрезвычайные ситуации.
У Ташкента был год, чтобы продемонстрировать свою готовность ответить на озабоченность Европейских политиков по андижанской резне, но его единственный ответ был усиление репрессий. Режим увеличивает угрозу для своих собственных граждан и всего региона, и Европейский Союз должен продемонстрировать словами и действиями, что это не приемлемо.
Майкл Холл, директор проекта ICG в Центральной Азии, базируется в Бишкеке
www.crisisgroup.org