Батыр Мухаммедов Бахром Хамроев: Профанация политики.
Бахром Хамроев — известный правозащитник, один из лидеров узбекского демократического движения «Бирлик» («Единство»). Мы давно с ним знакомы. Ещё в ноябре 2002 Бахром присутствовал в качестве почетного гостя на конференции туркменской оппозиции, проходившей в Подмосковье. Потом был Андижан, и Бахром позвал поддержать узбекских братьев в массовом пикете у посольства стратегического союзника РФ по ШОС. Мы стояли рядом под прицелом многочисленных объективов и разъяренных взглядов из окон посольства узбекских гэбистов направленных на участников пикета. Я писал об этом пикете, поразившем меня тогда тем, что, несмотря на угрозы каримовских «костоломов» на пикет пришло много людей выразивших свой протест бойне в Андижане.
А совсем недавно, Бахром и его друзья пришли поддержать уже нас. Он стоял с нами плечом к плечу на пикете у туркменского посольства, организованного туркменской оппозицией в знак протеста против зверского убийства туркменской журналистки Огулсапар Мурадовой.
Расскажите о возникновении партии «Бирлик в Узбекистане. Что послужило её появлению.
В октябре 1988 года, под влиянием перестройки в Узбекистане возникло Народное движение «Бирлик» («Единство»). Главная цель новорожденного Движения была четко указана в Программе и Уставе: дать статус государственного языка узбекскому (при сохранении русского языка как средства межнационального общения, в официальной и деловой жизни), провозглашение независимости страны, начать всеобщую и широкую демократизацию.
Движение с самого начала стало массовым и обрело широкую популярность в народе.
Уже в конце того же года состоялся многотысячный митинг в Ташкенте. Власти были не на шутку напуганы.
У истоков Движения (впоследствии преобразованного в политическую партию) стояли известный поэт Мухаммад Салих, Абдурахим Пулатов профессор Института кибернетики АН Узбекистана, Шухрат Исматуллаев доцент математического факультета Ташкентского Государственного Университета, академик Бекжон Ташмухаммедов.
Напуганные ростом популярности Движения власти уже тогда прибегли к самым изощренным методам противодействия. Используя свое монопольное положение в СМИ, ими распространялись грязные и не соответствующие действительности слухи о том, что «Бирлик» это клуб националистически настроенных экстремистов, стремящихся сделать людьми второго сорта некоренных граждан Узбекистана. Это была явная неправда. В «Бирлик» входят представители ВСЕХ национальностей и конфессий многонационального Узбекистана. Вся эта циничная кампания велась под непосредственным руководством тогдашнего 1 секретаря ЦК Компартии Узбекистана Ислама Каримова, впоследствии после развала СССР переквалифицировавшегося в кровавого диктатора и тирана.
Как пришли в «Бирлик» Вы?
В конце 80 годов я работал в буровым мастером в Экспедиции «Самаркандгеология». Мы внимательно следили за тем, что происходит в стране. Такое было время. Вся страна была прикована к телеэкранам. Я жил в маленьком городке Даугызтау и мы со своими товарищами организовали кружок политических дискуссий. Там были люди разных национальностей, считавших Узбекистан своим родным домом. Русские и узбеки, татары и казахи, украинцы и корейцы.
Как-то по телевизору я увидел выступление одного из лидеров Движения «Бирлик» поэта Мухаммада Салиха. У меня намечался отпуск и я решил поехать в Ташкент. Я был не один. Со мной было трое коллег из Заравшана. Нас интересовало многое.
В октябре 1989 г. мы приехали в Ташкент и пошли в Союз писателей Узбекистана. Однако тогда встретится, с Мухаммад Салихом не удалось. Зато повстречались со сторонником «Бирлик» писателем Ядгаром Абидовым. Мы долго говорили. Через два дня приехал Мухаммад Салих. Мы и с ним встретились. Он произвел на меня большое впечатление как человек, как личность.
По возвращении в Заравшан мы создали региональное отделение Движения «Бирлик». Меня избрали председателем. Эти времена совпали с усилением политической борьбы в Узбекистане, распадом СССР, «воцарением» Каримова. Сразу же после этого начались репрессии. Власти перешли от идеологического противостояния к прямому бандитизму и полицейскому террору. Был жестоко избит ряд знаковых фигур в оппозиции, среди них Абдурахим Пулатов.
В декабре 1992 года, прямо с проходившей в Бишкеке Международной Конференции «Права человека и судьбы нации» узбекскими спецслужбами были похищены Абдуманноп Пулатов (родной брат одного из лидеров Движения «Бирлик»), Уктам Бекмухаммедов из Самарканда и Тахир Вапоев из Бухары. Возвращаться в Узбекистан стало небезопасно, и вскоре после этого я выехал за пределы своей родины.
Реальна ли на Ваш взгляд перспектива объединения оппозиции в противостоянии диктаторскому режиму Каримова? Ваше отношение на предмет вхождения в альянс Сопротивления исламских радикалов?
Я считал и считаю, что самое главное – свалить ненавистный народу режим диктатора Каримова. Это нужно ВСЕМ. И демократам, и коммунистам, и представителям исламских партий и движений. У нас общий враг. В освобождении страны заинтересованы ВСЕ классы, сословия и конфессии, за исключением кучки приближенных лично Каримову чиновников. Режим убивает, и не дает право на существование ВСЕМ. Мы все в одной лодке. И мы должны объединится!
Исходя из этого участие исламских партий и движений Узбекистана в нашей борьбе, на мой взгляд, будет способствовать победе демократических Сил в борьбе с диктатурой.
Ваша оценка позиции председателя партии «Бирлик» Абдурахима Пулатова.
Свою позицию я высказал в заявлении. Напомню, что к сожалению, многочисленные предложения об объединении оппозиции для совместной борьбы с Каримовской диктатурой отвергаются председателем партии «Бирлик» Абдурахимом Пулатовым. Вместо этого он предлагает иллюзорные планы борьбы за регистрацию партии «Бирлик» в условиях сохранения власти узбекского диктатора.
Господин Пулатов в настоящее время живет в Штатах. Он слабо владеет знанием обстановки в Узбекистане. На мой взгляд у него сомнительное окружение из проштрафившихся экс-каримовских чиновников у которых свое «видение» проблемы.
А главное, я считал и считаю, что центр борьбы с диктатурой должен переместиться в сопредельные страны. И прежде всего в Россию, где трудится много граждан Узбекистана. Вот с кем нужно вести кропотливую и серьезную работу. Когда эти люди вернутся на Родину они вполне могут стать авангардом народного выступления против диктатуры Каримова. Исходя из вышесказанного, действия г-на Пулатова вполне попадают под определение профанация политики. Складывается впечатление, что ему не нужны перемены. Ему и так сейчас хорошо.
Мои пожелания г-ну Пулатову не изменились: Время ораторства прошло. Полируя задницей кресло перед компьютером, революции не сделаешь.
Возможен ли компромисс между вами, в случае, если Пулатов изменит свою позицию?
КОМПРОМИСС ЭТО НЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Маловероятно, что Пулатов готов отказаться от своих вредных общему делу амбиций, но … Надежда умирает последней. Если мой уважаемый оппонент прислушается все-таки к голосу разума, я готов протянуть ему руку.
Ваши прогнозы развития политической ситуации в Узбекистане.
Оптимистически оцениваю динамику развития ситуации, но только в том случае, если нами будет решена главная задача: объединение всех сил Сопротивления диктатуре. Ведутся интенсивные переговоры, и они дают повод для оптимизма
www.erkin.net