Фермеров, не выполнявших дневную норму по сбору хлопка, в этом году в Самаркандской области Узбекистана избивали сотрудники милиции и СНБ. Сегодня, когда сбор урожая хлопка уже завершен и самаркандцы сдали государству 250 000 тонн «белого золота», издевательства над ними и избиения в какой-то степени прекратились. Uznews.net 18.10.2006
В этом году сбор урожая хлопка – 2006 в Узбекистане сопровождался серьезнейшей мобилизацией работников силовых органов страны. Сотрудники милиции и Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана стояли над дехканами, напоминая собой истории о жестоких плантаторах американского юга. С кнутом в руках надзиравших над горбатящими спины черными рабами, готовых в любую минуту отстегать, унизить, растоптать бедных людей.
Фермер из Самарканда рассказывает похожую историю, ничем не уступающую в дикости и жестокости историям 18-19 веков США. Каждый вечер, по словам фермера, после того, как хлопковый штаб давал сводку за день, те фермеры, которые не смогли выполнить дневную норму, отправлялись в областной хокимият.
Где их начинали избивать сотрудники милиции и СНБ. Некоторых их фермеров, в виде наказания, сбрасывали в холодный бассейн.
«Один из фермеров, который был серьезно болен, стал просить не бить его, но его все равно избили, при этом, приговаривая, если ты больной, зачем стал фермером».
Пережив такие страдания, фермеры пытаются каким-то образом оправдать унижения тем, что смогут получить хоть какие-то деньги за свой труд. И тут повторяется ежегодная «карусель». В банках им не выдают деньги, советуя прийти «завтра».
В тоже время, хокимият Самаркандской области продолжает через подконтрольные СМИ создавать иллюзию порядка и благоденствия, в сообщениях прессы говорится о том, что для удобств фермеров прямо у полей были открыты отделения банков, где фермеры могут получить расчет за свой труд сразу же после сдачи хлопка в хирманы.
Фермер из Каттакурганского района, говорит, что это не правда. Один из передовиков производства, ежегодно выполняющий план по хлопку и другим сельскохозяйственным культурам, он пытается получить свои деньги за сданный государству хлопок в этом году. Но в банке ему говорят о том, что у них нет денег, а те, что были, «по приказу сверху» были переведены на счета других организаций. Работники банка тут же советуют, «приходите завтра».
Международная кризисная группа (ICG) в своем докладе «Хлопковое проклятие: Разрушительная монокультура Центральной Азии», вышедшем в феврале 2005 года, дает объяснение, почему фермер из Каттакурганского района сталкивается с таким ответом в банке.
В докладе ICG говорится: «местные должностные лица расходуют средства находящиеся на банковских счетах фермеров, и банк получает поручения, сколько кому выплатить – за оборудование, удобрение, горючее и т.д. Иногда на банковских счетах фермеров не остается достаточно денег, чтобы выплатить заработную плату работникам». Из-за отсутствия денег, государство уже начало производить расчеты с фермерами натурой. Один из фермеров из Паст Даргомского района Самаркандской области рассказал, что в некоторых хозяйствах уже начали расплачиваться маслом или зерном.
Это в лучшем случае, в худшем им дают гузопая, кусты хлопчатника, которые можно использовать вместо дров, при приготовлении пищи. В годы СССР гузопая отдавали дехканам бесплатно, и они, из практических соображений, собирали и приносили его домой.
Примерно в такой же ситуации, обманутых людей, оказываются после завершения хлопкоуборочной кампании тысячи школьников, учащихся и студентов. После месяцев ручного сбора хлопка, они еще остаются должными государству за организацию их питания и жилья.
В этом году в Самаркандской области собирали хлопок 65 000 учеников средних школ, студенты 7 высших учебных заведений и учащиеся около 100 коллежей, которые работали наряду с 200 000 взрослыми сборщиками хлопка.
По словам одного из педагогов из Джамбайского района Самаркандской области, дети и студенты были обеспечены нормальным питанием, которое им доставлялось прямо в поля, на место работы, она сказала о том, что детей кормили горячими супами, и вторыми блюдами, а также их угощали горячим чаем.
По словам юной школьницы по имени Малика, они не видели ничего кроме как остывших, затвердевших на ветру, варенных макарон.
«На ужин давали тоже самое, - рассказала Мадина, но с нас брали деньги, как за нормальную пишу. За питание берут по 2-3 тысячи сумов ($1,6-2,5) в день, а в конце сезона мы еще остаемся должными за такую еду по 60-70 тысяч сумов ($55).
Свое недовольство по поводу удержания заработанных при сборе хлопка денег выражает студентка по имени Марина.
«Удерживая деньги за питание у студентов, затем некоторые наши преподаватели покупают машины», - говорит она. И с горечью добавляет, что, сколько не старайся собирать хлопок и заработать деньги, все равно все отберут, якобы, за питание.
В этом году, согласно данным министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана, за килограмм собранного руками хлопка выплачивалось 80 сумов. По словам же одного фермера из Самаркандской области, они получали по 45-50 сумов за килограмм хлопка и за сбор одной тонны 45-50 000 сумов.
На хлопок отправили в этом году и молодежь Ургутского района области, которая традиционно специализируется на производстве табакаю Но власти не растерялись и направили ургутцев в хлопкосеющие районы области.
Школьники и студенты, как и каждый год, жалуются на ужасные условия проживания, которые были организованы для них местными властями.
У хлопковых полей, отдаленных от населенных пунктов, были установлены шийпаны – здания барачного типа, с зачастую сломанными окнами и дверями.
Редко когда у юных хлопкоробов есть доступ к нормальной питьевой воде. Чаще всего, им приходится использовать воду из каналов, в которой они моются, стирают вещи и употребляют в пищу.
Хокимият Самаркандской области нисколько не смущается эксплуатации детей и студентов и сообщает о том, что в этом году школьники средних школ области собрали 65 000 тонн хлопка, учащиеся колледжей и лицеев от 60 до 70 000 тонн, а студенты ВУЗов 15 000 тонн хлопка.
«Больше половины хлопка проданного государству, собрана руками учащихся и студентов», - говорится в официальном сообщении Самаркандского областного хокимията.
Правозащитники области протестуют уже несколько лет против такой практики использования детского труда, говоря о том, что каждый хлопкоуборочный сезон забирает и жизни детей, которые погибают от болезней, от несчастных случаев.
Но их протесты ничего не значат, так как эксплуатация бесплатного детского труда, это сознательная политика государства, заинтересованного максимально снизить себестоимость хлопка, чтобы получить больше при его продаже зарубеж.
И именно поэтому, в погоне за максимальной прибылью, власти Самаркандской области не отпускают до сих пор с полей детей обратно по домам. Власти, выполнив гос.заказ, уже сдав уже 250 000 тонн хлопка, теперь хотят перевыполнить план, собрав до 270 000 тонн хлопка.
Uznews.net
Узньюс.нет не называет имена своих респондентов в целях их безопасности